Previous Entry Share Next Entry
Балансирование как стратегия.
Макс
mgzaycev
45715

Очередная публикация на Oren1.ru: http://oren1.ru/balansirovanie-kak-strategiya/
Расширенный вариант недавнего комментария по завершению "Стратегии прорыва".

Дублирую текст здесь (без особых отличий, читайте где удобно).


"Прорвались"?

На днях губернатор Юрий Берг на заседании правительства Оренбургской области заявил:

"- Нашим планом работы до 2015 года была стратегия прорыва, - вспомнил Берг. - Это был смелый проект того, как в короткие сроки поднять регион на должный экономический и социальный уровень. Но сегодня мы видим, что эта стратегия практически выполнена на год раньше.

По мнению главы региона, дальше логичным будет перейти от прорывов к повышению качества. По его словам, много сделано для того, чтобы привлечь в область инвесторов.

- Мы наработали хорошую законодательную базу, есть площадки для работы, - сказал губернатор. - Теперь нам нужно отладить работу этой системы".
(http://www.oren.aif.ru/politic/event/1381301)

Если логически отталкиваться от этих формулировок губернатора Юрия Берга, обозначающих суть нового курса области в ориентации на "качество", то уходящая "Стратегия -2015", получившая название "Стратегии прорыва", надо полагать, была "заточена" на количество. Но диалектические предпосылки тут не прослеживаются хотя бы потому, что как раз количественные, цифровые показатели работы старого правительства (переназначенного почти в полном составе после выборов губернатора в сентябре 2014 г.) очень мало напоминают прорыв. Таковой термин предполагает некий слом ситуации, ее кардинальное изменение, смену качественного состояния (от застоя - к движению, от стабильности - к развитию или переход на новый статический уровень). Но как раз этого всего, при всех скидках и оговорках, не наблюдается. А по словам губернатора выходит, что "Стратегия-2015" уже исполнена, причем досрочно на целый год.

Куда именно они "прорвались", похоже, понятно только авторам и застрельщикам "Стратегии".
Пожалуй, в реальности ни одна цифра, характеризующая социально-экономическое развитие Оренбуржья в последние годы, не может претендовать на звание по-настоящему прорывного показателя. Разве что в негативном смысле - например, размеры внутренней задолженности областного бюджета, которые к 2014 году побили все исторические рекорды. Даже традиционный "конек" региона - ежегодно растущая добыча нефти - после прихода "Роснефти" вместо ТНК-ВР развернулся в другом направлении и поскакал прямиком к снижению. Бюджетный дефицит, заложенный на 2015 год (сразу после досрочного "прорыва"), удалось снизить до 10% с предельных 15%. Это и есть "прорывы"?

А куда двигаться дальше? Здесь вопросов еще больше. Некий ориентир прозвучал в словах Юрия Берга об инвестиционном климате области. Но инвестиционный опыт пока также не внушает надежд на быстрые и яркие победы. И дело тут не только в количестве вложенных в экономику области миллиардов. Иногда инвестиции - не обязательно хорошо, это не заведомый win, иногда это наоборот - удар под дых. К инвестициям нужно быть готовым, а иногда и десять раз подумать - нужны ли они вообще. Например, американские индейцы на "ура!" принимали конкистадорские "инвестиции" в виде "огненной воды", но вот насколько они помогли индейцам в исторической перспективе, нам хорошо известно.

Последний пример с открытием в Оренбургской области мясоперерабатывающего предприятия "OrenBeef" (забойный цех аж на 50 тыс. голов в год) итальянской компании Inalcа ярко показал весь клубок внутренних противоречий, дисбалансов, инфраструктурных, рыночных и даже политических несостыковок, делающих регион попросту не готовым к многим инвестиционным проектам, особенно в рамках глубокой международной и межрегиональной интеграции.

Вот примеры таких противоречий. "OrenBeef" производит говяжьи бургеры для сетей быстрого питания (Inalcа - эксклюзивный поставщик Macdonalds в России, Белоруссии и Азербайджане), но потребитель области от этого ничего не выигрывает - на все Оренбуржье едва ли наберется десяток "гамбургерных" фаст-фудов известных сетей (и их число явно в ближайшее время расти не будет - как бы вообще не закрыли как символ чужеродной идеологии и прозападного образа жизни).

Итальянцы скупают у местных сельчан КРС по цене чуть выше среднерыночной, но областному правительству тут же приходиться собирать грозное совещание с главами животноводческих районов - обозначилось резкое падение поголовья молочных коров (их, естественно, кинулись сдавать на мясо).

"Orenbeef" обеспечивает сбытом животноводов, но в этом напрямую конкурирует с уже существующими в области мясокомбинатами, оставляя их без сырья в и без того непростой для них период. Региональные масопереработчики вынуждены будут также переплачивать за сырье, либо экономить на качестве, в итоге заплатит за все опять-таки наш, оренбургский потребитель.

Что это - отсутствие понимания сложившейся экосистемы регионального бизнеса, причинно-следственных связей и умения спрогнозировать последствия хотя бы на пару шагов вперед? Итого: красиво поданный в отчетах 1 миллиард рублей инвестиций, сделанных итальянцами, оборачивается для региона единичными и минимальными выгодами на фоне целого вороха новых системных проблем, грозящих осложнениями целым отраслям регионального АПК и, возможно, миллиардными же издержками! Это как прицепить к телеге ракетный двигатель - не получится не только полететь в космос, но и добраться до ближайшего поворота.

Таким образом "стратегия прорыва" проявляется разве что в контексте модели "голова вырвется - хвост увязнет, и наоборот". "Прорывы" незамедлительно, закономерно и пропорционально компенсируются неудачами, причем как в экономике, так и в социальной сфере. Словно сплошные пирровы победы преследуют правительство области.

- Работает металлургическая и тяжелая промышленность? - зато начинается экологическая катастрофа.
- Строится крупный детский реабилитационный центр? - зато закрываются десятки ФАПов на селе, а многие из оставшихся выглядят как сараи.
- Вырастает рождаемость по сравнению со смертностью (о чем губернатор бравурно отчитывается на встрече с президентом страны)? - зато растет убыль населения за счет внутренней миграции, причем регион занимает по этому критерию лидирующее место в ПФО!
- Растет курс доллара, покрывая даже падение цен на нефть и выручая нефтедобытчиков? - зато у крупнейшего предприятия региона - ОАО "Оренбургнефть" - начинается первое за последние 10 лет значительное плановое снижение добычи, сразу на полмиллиона тонн.

Можно, конечно, взглянуть и с другого ракурса: каждая потеря уравновешивается приобретением. Но тогда нужно признать, что действия правительства не проактивны, а как раз напротив - оно плывет по течению обстоятельств и макроконъюнктуры, не имея возможности упреждающе влиять на ситуацию, а только шевеля слегка веслом перед совсем уж крупными валунами. Но от водопадов и порогов это шевеление не спасет. А они, судя по всему, недалеко, и в предостаточном количестве.

Так что о "прорывах" ни в недавнем прошлом, ни в настоящем, ни в обозримом будущем даже фигурально речи не идет. Это не более чем политический маркетинг, попытки забрендировать лежалый товар в luxury-сегменте, громким названием придать отсутствующий смысл. В реальности состояние области можно обозначить пессимистично - "выкарабкивание" или оптимистично - "балансирование".

Единственным дополнительным ресурсом, которым, думается, может воспользоваться область для дальнейшего сносного "выкарабкивания", являются старые добрые нефтяные "заначки". На территории области есть еще разведанные, но нелицензированные месторождения. Их-то при активном лоббировании со стороны "Роснефти", судя по всему и планируется в ближайшее время запустить в разработку. Правда и здесь снова сработает формула "голова вылезет - хвост увязнет": данные месторождения находятся на территории природного парка "Бузулукский бор". А это означает, что Оренбуржье снова стоит перед выбором - или-или. И в любом случае что-то потеряет.
Subscribe to  mgzaycev

  • 1

Балансирование как стратегия.

Пользователь oren_reader сослался на вашу запись в своей записи «Балансирование как стратегия.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Балансирование как стратегия. [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account