Previous Entry Share Next Entry
ЛУКОМОРЬЯ БОЛЬШЕ НЕТ. Послание патриотам дня сегодняшнего.
Макс
mgzaycev
Оригинал взят у olvagor в ЛУКОМОРЬЯ БОЛЬШЕ НЕТ. Послание патриотам дня сегодняшнего.
Осенью мне довелось много встречаться со школьниками. Я им рассказывал об истории кино, о кинопрофессиях, естественно, уделяя особое внимание актерской, для них самой интересной. Я им давал задания, они с радостью их выполняли. Я проводил встречи в нескольких лучших лицеях и школах Оренбурга. И вот однажды, давая задание, я попросил шестиклассников в одном из лицеев Оренбурга прочитать наизусть первые четыре строчки «У Лукоморья дуб зеленый…». Суть задания, разумеется, была не в этом, просто мною эти четыре строчки были выбраны как не требующие особых усилий памяти, а засевшие у любого человека на корочке еще в дошкольном возрасте навечно. Как вы думаете сколько человек мне сумело рассказать? (Если бы мне задали этот вопрос, я бы не угадал правильный ответ). 0 (ноль). Шестиклассники. Им по 12 лет. НОЛЬ. Нет, с горем пополам, с помощью многочисленных подсказок, путая слова и строчки, каждый из них рожал это, но вот так вот, чтобы взять и рассказать, как говорится, как от зубов отскакивало – НОЛЬ. Попробовал с другими детьми – результат почти тот же. Ну, правда нашлось несколько, которые легко справились, но в целом картина была для меня весьма грустной.
К одаренным людям себя не относил, но то что легко мог рассказать эти четыре строки в глубоком дошкольном возрасте – это факт, причем мне еще было стыдно, что я до поступления в первый класс не мог рассказать всю увертюру целиком. Я думаю, что у всех тех, кто получал образование в ХХ веке тоже бы проблем с этим не возникло в двенадцатилетнем возрасте. А тут – НОЛЬ!!!
Пошел дальше. Среди старшеклассников спросил: «Кто из вас сейчас впервые в жизни от меня услышал имя и фамилию Остапа Бендера?». Врать не буду, руки подняло меньше половины. Но сам факт, что старшеклассники поднимают руки на этот вопрос, для меня уже нелеп. Когда у оставшихся спросил, героем какого произведения он является, лишь пара человек с места выкрикнула: «Двенадцать стульев». Причем я не считаю, что они обязаны любить эти произведения, но хотя бы знать о существовании таких… Я тоже, к примеру, далеко не все воспринял из школьной программы, но перечислить все литературные произведения, относящиеся к русской классике смог бы в их возрасте однозначно.
В октябре меня покоробило, что как-то незаметно в стране прошел юбилей Михаила Юрьевича Лермонтова. Не могу назвать себя знатоком и фанатом этого поэта; скажем так, его творчество мне просто очень нравится, но то что он оставил неизгладимый след в русской культуре, что он стал поэтом вне времени – для меня неоспоримый факт. Подумал, что в школах-то наверняка к 200-летию такого поэта прошли какие-то мероприятия. Спросил у одной группы, состоящей из учеников разных школ. Результат: хочу искренне поблагодарить и выразить восхищение лицеем № 1. Это ЕДИНСТВЕННОЕ образовательное учреждение, где в разных классах прошли мероприятия, посвященные великому русскому поэту М.Ю. Лермонтову.
Я мог бы продолжить рассказ о знаниях наших детей и в области музыки, и в области изобразительного искусства, но думаю, что на примере литературы ситуация понятна. Кстати, о пятикратном лауреате премии «Ника», лауреате Каннского фестиваля и УРОЖЕНЦЕ города Оренбурга Гарри Бардине дети тоже только от меня узнают. Кто-то может возразить: «конечно, какое образование может быть в периферийной Оренбургской области». Только зря – посмотрите статистику – у нас и большой процент поступающих в вузы, и полно победителей всяких школьных всероссийских Олимпиад, и сразу несколько школ входят в топовые рейтинги России. Да, и сам я, как человек получивший образование здесь, могу точно сказать, что с чем-чем, а вот со средним образованием, относительно других регионов, в Оренбурге все обстоит благополучно.
Зачем тогда я об этом пишу?! Меня выбесила эта ситуация на фоне истерийной волны так называемого патриотизма в нашей стране. «Так называемый» - потому что в моем понимании патриотизм заключается совсем в других аспектах, а не в тех идиотических формах, жертвами которых становятся наши дети. Кто-нибудь ходит летом на детские праздники на центральных площадях и улицах? И когда только успели понапридумывать столько песен о России с настолько кретиническими текстами!!! Выступают ребятишки – репертуар на две трети состоит из «патриотических» песен о величии нашей Родины, причем почти все новые. Текст разобрать – волосы дыбом встанут. К примеру: «Россиииииия, справедливая Россииииииия!». Гимн партии что ли? На сцене хор человек тридцать, за ними девушки с барабанами, человек десять, перед сценой ансамбль какой-то аэробики человек сорок, еще перед ними (внимание!) дзюдоисты в кимоно приемы показывают, и вокруг всего этого десять велосипедистов с флагами разъезжают. Ничего не напоминает? Я вот к концу этой песни начал кричать: «Кукуруза – ца-ри-ца полей!». Уж очень напомнило. Текст песни не важен. Главное, чтобы в припеве тянулось слово «Россия» и музыка была такая, чтоб подбородок гордо задирать. Это и есть патриотизм? Если так, то на чем он основан? Я не смогу ответить на этот вопрос.
Я считаю, что истинный патриотизм возникает от осознания причастности себя к определенному этносу, и понимания роли этого этноса в мировой системе. И здесь первоочередную роль играет национальная культура. Осознание того, что история государства составляет уже одиннадцать с половиной веков, и в ней есть много по истине великих и героических страниц. Чтобы дети любили Родину, и действительно работали на ее благо, они должны понимать, что значит их культура в мире. Спектакли по пьесам Чехова идут в каждом театре мира, Менделеев сделал величайшее открытие в области химии, Чайковский – это признанный классик мирового масштаба и т.д. и т.п. Многие наши соотечественники стали людьми без границ, их наследие принадлежит всему человечеству: Ломоносов, Циалковский, Глинка, Рахманинов, Толстой, Достоевский, Брюллов, Бунин, Крузенштерн, Беллинсгаузен, Эйзенштейн и этот список громаден. Соприкосновение с творениями этих людей, понимание их и осознание, что из этих кирпичиков складывается авторитет и величие твоей Родины – это одновременно является и воспитывающим фактором, и стимулом к развитию и деятельности на благо Родины и всего человечества. То, что у нас сейчас происходит с воспитанием патриотизма имеет хоть что-нибудь общего с этим? Нет, и доказательства я привел выше.
Результаты этого псевдопатриотизма ужасны, и последствия этого бреда мы увидим и осознаем спустя десятилетие. Ни один процесс не может развиваться, не имея основы. Сейчас происходит разрушение фундамента российской культуры, а значит и нации в целом. Чего смогут достичь поколения, которые в своем развитии не смогут опереться на базу, которая веками складывалась творениями соотечественников?! Дети теряют связь времен, заменяются фундаментальные понятия.
К примеру, у целого поколения извращенное понятие о войне. Для них война – это приключение, а не трагедия. Главные фильмы о войне – это «Мы из будущего» и «Спасти рядового Райана». Фильмы наших фронтовиков Ростоцкого, Тодоровского, Чухрая никто из них не видел и слыхом о таких не слыхивали, хотя кому как не фронтовикам рассказывать об этом кошмаре. «Спасибо деду за Победу!» - просто красивый слоган, прочувствовать что в этих словах заключено они не способны, потому что не имеют базы, откуда это почерпнуть. Кстати, в районе Дня Победы проходит чемпионат мира по хоккею, на котором наши в последние годы выступают вполне удачно. После финальных побед молодежь высыпает на улицу и празднование этого события мало чем отличается от празднования 9 мая. Истеричные вопли примерно одинаковые – в один день кричат, что порвали канадцев, в другой день порвали немцев. Отсюда неутолимое желание порвать еще кого-нибудь за великую Родину. А почему Родина великая объяснить никто не может. Самый частый вариант – просто, потому что великая. Еще бывает, встречается и географическая херня, что мы великие потому что расположены на границе Европы и Азии, а значит у нас особая миссия на земле. Почему из-за этого должна быть великая миссия – мне объяснить никто не может, но можно делать логичные выводы, что такая же миссия есть у турок, египтян и панамцев. Нет, про культуру тоже говорят, но на уточняющий вопрос – что же именно из культуры так важно, дело доходит максимум до «Муму», Пушкина и Гагарина. А ведь слепая любовь к Родине легко может привести к войне. Очень важно и понять, и прочувствовать за что ты любишь ее. Каждый из них безумно любит Родину, а что для него Родина объяснить не может, в итоге опираются на символы. "Флаг – это святая гордость нашей державы", а четверть из них при этом российский флаг с сербским так и продолжают путать. Да что говорить о молодежи? Посмотрите сколько елок попытались нарядить на волне патриотизма в цвета нашего флага, а все равно на многих у верхушки красные фонарики, а у подножия белые! Но за нашу святыню, за флаг наш порвем любого!!! Фигня, что не помним в каком порядке полосы расположены!
Мне страшно от такого «патриотизма». Не имея основы, он, разумеется, агрессивен и опасен. Развивать державу такой патриотизм не способен, потому что он кастрирован, а так как он должен найти выход в реальных действиях, то вот он и занят поиском врага. И главное – находит его. И теперь на этой волне, любой, кто любит Родину, должен сплотиться, стать единым целым, потому что Родина в опасности, - у нас есть враги. И сплотиться мы должны вокруг нашего лидера, вождя, величайшего человека всех времен и народов (пауза) Владимира Владимировича (пафосная пауза) Путина (и тут слеза счастья стекает по щекам людей, готовых в очередной раз пережить тяжелейшие годины ради величия России-матушки). Только фигня все это, господа! Полная чушь! Какую Россию вы собираетесь отстаивать? Какое будущее у этой России? Элементарная цепочка, создающая величие нации, заключается в передаче интеллектуального и духовного пласта от поколения к поколению. В России сейчас она на грани разрыва (а возможно и вообще порвалась – просто я оптимист надеюсь на лучшее). При вашем вожде, вокруг которого вы сейчас рьяно собираетесь и олицетворяете его с Россией, происходит системное уничтожение образования. Лишь единицы ребят, благодаря родителям и самообучению, получают необходимый уровень развития. А что эти поколения смогут передать следующим, если они сами оказались ни с чем? Самое обидное, что я вижу, насколько способны, насколько талантливы эти ребята, но они не могут получить даже вектора развития. Патриоты, уже слышу ваши саркастические: «ну, конечно, опять Путин виноват!». Встречный вопрос: «А что за 15 лет узурпированной власти сделано для того, чтобы профессия учителя была мало-мальски престижной?». Ментам мы зарплаты втрое подняли, потому что властное кресло под жопой вдруг зашаталось, а учителям-то - причин нет. Академию наук разрушили, ЕГЭ, после которого на журфак в МГУ безграмотные подростки поступают ввели, школьные программы по многим предметам изуродовали…
Вы не знали? ОБЖ теперь изучается с 5 класса. Этот предмет крайне необходим десятилетним девочкам и мальчикам. Я заглянул в рабочую тетрадь своей дочери. Они изучают определения – что такое проезжая часть, разделительная полоса, прилегающая территория, тротуар, дорога… Очень важная наука для десятилетних детей! А предмет этот введен за счет сокращения на один учебный час литературы.
Но ОБЖ – это, конечно же, очень важный предмет, когда Родина в опасности, и когда всем надо объединяться вокруг обозначенной фигуры. Осознание и принятие русской культуры подождет - нужно же правильно расставлять акценты. Так, например, моему сыну на каждом уроке музыки рассказывают душераздирающие истории о том, что весь мир стоит на грани третьей мировой войны, и только благодаря героическим усилиям нашего дорогого президента Владимира Владимировича Путина эта война не начинается. Я думаю, каждый патриот согласится, что такая еженедельно повторяемая информация гораздо важнее изучения музыки Чайковского, Бородина, Прокофьева, Рахманинова. Я уж не говорю о родившихся в суровых условиях загнивающего запада Моцарта, Баха, Бетховена, Вивальди.
Так к чему же приведет подобный патриотизм? Ракеты НАТО на Украине менее опасны того, что ваш герой-спаситель сделал с образованием в нашей стране, потому что, если даже предположим, что представители Альянса настолько неадекватны, что захотят воевать с Россией, угроза видна, очевидна и ей можно адекватно противостоять. Другими словами, ракету руками можно потрогать, а изуродованное образование не получится. А вот когда все больше и больше начнут проявлять себя эти несчастные дети во взрослой жизни, тогда-то и вам, уже людям зрелого и пожилого возраста, и всему миру станет понятен масштаб той катастрофы, которая сейчас в нашей стране происходит.
Подумайте, ради чего эта псевдопатриотическая истерия? Ради чего эти лозунги об объединении, и о том, что все - кто не с нами, тот против нас? Нация, собственноручно уничтожающая фундамент своей культуры, обречена. Лично я в этом шабаше участвовать не хочу и не буду. Я не с вами. Я для вас предатель? Можете называть меня как угодно, название сути не изменит, могу лишь сказать, что и вы для меня - не герои. Так что, господа патриоты сегодняшнего дня, если хотите, объединяйтесь возле ПУтина, а мы, национал-предатели, будем пытаться сохранить для России ПУшкина.
В связи со всем изложенным, как-то по-пророчески трагично и грустно зазвучала любимая мною с детства легкая, веселая и до сих пор беззаботная песенка моего самого любимого поэта Владимира Высоцкого «Антисказка»:
Лукоморья больше нет,
От дубов простыл и след,
Дуб годиться на паркет,
Так ведь нет –
Выходили из избы
Здоровенные жлобы,
Порубили все дубы
На гробы
И дальше совсем страшно:
Ты уймись, уймись, тоска
У меня в груди.
ЭТО ТОЛЬКО ПРИСКАЗКА -
СКАЗКА ВПЕРЕДИ
Кстати, не так давно слышал по радио информацию, что Высоцкий и Окуджава возможно скоро будут исключены из школьной программы по литературе. Конечно, есть надежда, что это неправда, но… как говорится… ВПЕРЕД, РОССИЯ!


Лукоморье 3

Subscribe to  mgzaycev

  • 1
> Для них война – это приключение, а не трагедия

думаю - так же говорили о школьниках 70х80х в применении к ДРУГОЙ войне - Гражданской. Гражданская война в поздесоветском искусстве была часто показана в "опереточной", лёгкой форме - "Свадьба в Малиновке" и проч. Хотя было это конечно не опереткой а трагедией.

Думаю - это закономерно. Со Второй Мировой прошло уже 70 лет; и сегодняшние школьники отделены отделены от неё уже "слишком многими" поколениями, чтобы чувствовать её "всерьёз". У кого воевал отец или дед - те "чувствовали всерьёз". У кого вовевал прадед - не будут её "чувствовать всерьёз". С прадедом (в отличе от отца/деда) ты не встречался, с ним не беседовал, он тебе провойну не рассказывал.

Ну а ещё через одно поколение Вторая Мровая вряд ли будет восприниматься "острее" чем "татаро-монгольское иго" (тоже неслабая трагедия своего времени) - слишком уж мнорго поколений сменилось...

Я уже писал как-то, что дискурс восприятия ВОВ с советского "это не должно повториться" сменилось на нынешнее "если что - еще наваляем".

  • 1
?

Log in

No account? Create an account