Я добавлю со своей саркастическо-ироничной колокольни:)
Сначала о Чкалове.
С этим памятником, как верно подметил djadjka, видятся с разных ракурсов "отдельные психологические этюды". Врожденная интеллигентность не позволила уважаемому мной коллеге-блоггеру выразиться более конкретно:)
На самом деле этюд вот с этого ракурса весьма далек от психологичности:
Обойдемся без аллегорий и намеков, просто сравните вот с этим знаменитейшим брюссельским памятником (я отзеркалировал, чтобы было нагляднее):
Да-да, памятник Чкалову - это наш manneken pis:)
Есть даже легенда, что вид с данного ракурса был усугублен видом торчащей из руки Чкалова свернутой в трубочку то ли кепкой, то ли рукавицей, но эту часть, дабы не смущать граждан, якобы отпилили.
Подобное явление преследует многие памятники, оно даже получило название "эффект Тимирязева", благодаря соответствующему московскому мемориалу. Вот здесь целая подборочка таких "Тимирязевых": http://blog.i.ua/user/1931676/1039114/
Кстати, среди них - еще один Чкалов того же скульптора Менделевича, только из Нижнего Новгорода. Та же проблема:
oreninga подробно рассказала про маленький памятник Ленину на Бирже и опубликовала фото надписей с четырех сторон постамента. Однако почти никто в эти надписи особо не вчитывается. А я в свое время вчитался и, помимо образчика советской риторики и революционного стиля, обнаружил в них еще несколько примечательных нюансов.
В этом тексте четыре переноса слов на следующую строку. И только один перенос вопреки правилам зачем-то продублирован дефисом на следующей строке: "осново-...-положнику". С чем это связано? Как минимум, можно предположить, что "положник" можно было случайно прочесть как самостоятельное слово, а не перенесенную часть. Но даже если какой-то невнимательный читатель мог совершить такую ошибку, что в этом жуткого? Допускаю, что уже тогда существовало ненормативное значение слова "положить <кое-что на что-то>" (забить, послать). Вот авторы таблички и решили себя обезопасить. 1925 год, конечно, еще не 37-й, но тоже - то еще времечко.
Здесь, если я не ошибаюсь, пунктуационная ошибка - лишняя запятая после "...труда". Причастный оборот (поднятое Лениным) стоит перед определяемым словом (знамя), а значит, по идее, запятой не выделяется.
Обратите внимание, виньетка внизу (такие же присутствуют на всех остальных табличках) похожа на три звена разорванной цепи.
Ну и фронтальная надпись:
Смотрел я на нее и думал, что меня смущает?
А потом понял.
Смотрите, странное обыгрывание топонимов: место рождения обозначено полноценно как "город Симбирск". Не "г. Симбирск". Не просто "Симбирск" (хотя и так было бы понятно, что это именно город, ни с чем бы его не спутали, омонимов у него нет). А вот почему-то именно полностью, подробно так указано.
А теперь место смерти: "горки около Москвы"??? ШТОА?
Слово "горки" как топоним не выделено никак. Ни заглавной буквой в начале слова (ибо весь текст набран прописными!), ни обозначением "п.", "пос.", "поселок" наконец. Хотя формально здесь это необходимо, поскольку топоним "Горки" (поселок) имеет омоним - просто "горки". Иными словами, в строгом смысле текст надписи гласит, что Ленин умер в каких-то горках (холмах,
Сдается мне, слишком щепетильные господа оформители, переб..дев с "положником", с этими "горками" могли вкрячиться по-полной.
C "большим Лениным" тоже интересно. Именно тот факт, что перед ним проводят различные массовые мероприятия (а меня даже в пионеры принимали, выстроив перед ним в линию нашу передовую первую группу), делает позу Владимира Ильича весьма неоднозначной.
"Это что за х..рня???!", - словно вопрошает он в гневном порыве, раздраженно указывая рукой на собравшихся внизу. Примерно как председатель колхоза на коровью лепешку у сельсовета:)
Ну и напоследок еще один Ленин. Это в пос. Комсомольский Кваркенского района, в 2010, дай бог памяти, году.
Не просто покрасили. А в такой нежно-лазоревый, почти небесно-голубой...
Недостроенный ДК позади можно считать полноценной и много что символизирующей частью композиции.
И тоже странность: одной рукой он в кармане пальто, а другой - в кармане брюк. Напоминает стрелка с Дикого Запада, откидывающего полу кожаного плаща над кобурой кольта перед дуэлью у салуна... Ну к чему бы это?:)
UPD: На Лурке есть сборник "прозвищ" памятников .
Кто знает оренбургские примеры? Единственное, что я слышал - "Два карлика на трансформаторе". Это про Пушкина и Даля в сквере Полины Осипенко:)